воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Экономический рост

Экономический рост- это количественное и качественное изменение объёма национального продукта за определённый период или развитие национальной экономики по восходящей линии.
Признаки экономического роста:

  • увеличение объёмов общественного производства
  • снижение безработицы; рост доходов населения
  • стабилизация денежно-кредитной и валютной сфер
  • рост количества ресурсов 
  • совершенствование техники и технологии; рост инвестиций
  • повышение квалификации работников
  • улучшение организации и управления производством
Типы экономического роста:
  • Экстенсивный  ( увеличение объёмов национального производства за счёт приобретения прямых дополнительных факторов производства)
  • Интенсивный (увеличение производства материальных благ и услуг путём качественного совершенствования прямых факторов производства, за счёт применения прогрессивных технологий, совершенствования организации труда, более высокой производительности труда и т.д.)
Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики – между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью роста общественных потребностей.

среда, 7 декабря 2016 г.

Инфляция

Инфляция – это повышение общего уровня цен в экономике.
Дефляция – понижение общего уровня цен  экономике.
Виды инфляции:

  • Ползучая
  • Умеренная
  • Галопирующая
  • Гиперинфляция
Причины инфляции:
  • Монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда.
  • Структурные: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой.
  • Внешние: сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Типы инфляции:
  • Инфляция спроса (порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен).
  • Инфляция предложения (инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов).
  • Скрытая инфляция (характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен).
  • Импортируемая инфляция (вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен).
  • Экспортируемая инфляция (переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены).


воскресенье, 4 декабря 2016 г.

Экономический цикл

Экономический цикл- периодически повторяющееся колебание уровня экономической активности.
Причины экономических циклов:

  • экономические шоки (импульсные воздействия на экономику): технологические прорывы, открытие новых энергоносителей, войны; 
  • незапланированное увеличение запасов сырья и товаров, инвестиций в основной капитал;
  •  изменение цен на сырье; сезонный характер сельского хозяйства;
  •  борьба профсоюзов за повышение заработной платы и гарантии занятости.

Основные фазы экономического цикла:

  • Низшая точка
  • Подъем
  • Пик
  • Спад
Основные свойства экономических циклов:

  • Они присущи всем странам с рыночным типом экономики; 
  • Несмотря на негативные последствия кризисов, они неизбежны и необходимы, так как стимулируют развитие экономики, заставляя ее восходить на все более высокие ступени развития;
  • В любом цикле можно выделить 
  • На колебания деловой активности, образующие цикл, влияет не одна, а множество причин
  • В современном мире природа экономических циклов меняется, под воздействием процессов глобализации экономики – в частности, кризис в одной стране неминуемо отразится на других государствах мира
Основные виды экономических циклов:
  • Краткосрочные циклы Китчина
  • Среднесрочные циклы Жюгляра
  • Циклы Кузнеца
  • Длинные волны Кондратьева

среда, 30 ноября 2016 г.

Система национальных счётов

Словарь по теме "Система национальных счётов"
  • Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.
  • Валовой внутренний продукт – это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за заданный промежуток времени.
  • Валовой национальный продукт – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами данной страны как в пределах ее границ, так и в других странах.
  • Конечные товары и услуги  – это продукция, покупаемая конечными потребителями.
  • Промежуточные товары и услуги- товары и услуги, произведенные в данном году и использованные для переработки или перепродажи.
  • Национальный доход- часть ВНП, которая остается за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов, а также с учетом субсидий.
  • Совокупный личный доход- сумма доходов, которые выплачиваются домашним хозяйствам.
  • Потребительские товары- те товары, которые люди покупают для своего личного потребления.
  • Личные потребительские услуги- услуги, направленные на обеспечение личных потребностей людей.
  • Потребительские расходы- расходы на личное потребление.
  • Частные инвестиции- затраты фирм на конечные товары и услуги (приобретение сырья, оборудования и т. п.), не израсходованные в данном году.

понедельник, 28 ноября 2016 г.

Типы рыночных структур

Словарь по теме "Типы рыночных структур"
Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. 
Совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции.
Чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция
Олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка.
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. 
Естественная монополия – монополия, при которой товар в отрасли может быть произведен одной фирмой с меньшими затратами, чем если бы его производством занималось множество фирм.
Барьеры для вступления в отрасль– это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.



понедельник, 24 октября 2016 г.

Потребитель в экономике

Определение понятия "Потребитель":
Потребитель- тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (человек, фирма, общество).
Потребитель в экономике стремится совершать рациональный выбор, т.е. удовлетворять свои потребности с наименьшими затратами ограниченных средств. Потребитель, как и производитель, испытываает на себ влияние проблемы ограниченных возможностей и участвует в её разрешении.
Роль потребителя в экономике:
Потребитель способен влиять на предложение товаров через спрос, однако в рыночной экономике покупатель вынужден также считаться с интересами продавца, так как получить товар можно, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.
Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический феномен, демонстрирующий, с одной стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный характер спроса на одних рынках, а, с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной способности части населения и сторнирующий характер спроса на других рынках.
Классификация потребителей:

  • Конечные пользователи
  • Агенты влияния
  • Рекомендатели
  • Держатели бюджета
  • Лица, принимающие решения
  • Саботажники
  • Экстремисты

Этапы принятия решения о покупке:
  • Осознание потребности
  • Поиск информации
  • Анализ альтернатив
  • Покупка
  • Поведение после покупки